Андрей Александрович (droband1975) wrote,
Андрей Александрович
droband1975

Categories:

По следам Тильзитского трамвая.Часть 1-я

Я уже много писал о Тильзитском трамвае , но это были короткие посты , в основном фото и пара предложений . Теперь , наконец-то , решил все это обобщить и уместить в один . Так как ,  документально подтвержденных фактов  о нем сохранилось не много   , то какие-то моменты истории Тильзитского трамвая , основываются лишь на предположениях , по моему мнению , наиболее правдоподобных . Итак …
Безымянный


Первый трамвайный маршрут , в чуть менее чем сорокатысячном Тильзите ,был открыт 26 июля 1901 года . Это был кольцевой маршрут , протяженностью 4,06 км – Вальдфриедхоф ( Лесное кладбище ) – Бахнхоф ( Вокзал ) – Хоештрассе ( улица Победы ) – Флетшерплац ( пощадь Жукова ) – гора Энгельсберг ( улица Тимирязева ) . Обратно трамвай шел по другому маршруту – Энгельсберг (улица Тимирязева ) – Дойчештрассе ( улица Гагарина ) – Столбекштрассе (улица Александра Невского ) – Шплиттерштрассе ( улица Чапаева ) – Вальдфриедхоф ( Лесное кладбище ).

Еще три маршрута , были включены в трамвайную систему Тильзита 15 декабря 1901 года.

1 . Хоештрассе ( улица Победы ) –Бахнхоф ( Вокзал ) – Столбекштрассе ( улица Невского ) -  Шплиттерштрассе ( улица Чапаева ) -3,96 км ,около 1913 года продлена до Валдфриедхоф ( Лесное кладбище ) .

2 . Дойче тор ( конец улицы Гагарина ) – Касерненштрассе ( улица Комсомольская ) – Клаусиусштрассе ( улица Ленина ) – Ландверштрассе ( улица Луначарского ) – Арндштрассе (улица Матросова ) – парк Якобсру ( Городской парк ) – 3,19 км , около 1910 года движение от Хоен тор (пощадь Ленина ) до парка Якоба было закрыто , в 1930 – х рельсы убраны .

3 . Флетшерплац ( площадь Жукова ) – Касерненштрассе ( Комсомольская ) – Клаусиусштрассе ( улица Ленина ) – Калькаппен ( Жилинское шоссе ) – 2,5 км , 17 октября 1937 года движение остановлено .

Именно такими , как я предполагаю , были первые трамвайные маршруты города , хотя они несколько и отличаются от тех , что указаны в Википедии .

 Вот это самая старая карта трамвайных линий Тильзита , которую мне удалось найти . ( кликабельно ) .

0_b02e4_3c4c3235_orig

Компанией Lahmeyer & Co. ( EAG ) из Франкфурта-на Майне были построены и эксплуатировались трамвайные линии Тильзита . Позже , эта же компания стала поставлять и сами трамваи , собственного производства.

Трамвайное депо Тильзита . Здание сохранилось , сейчас здесь офис " Восточных электросетей ".

ID003091-Tilsit-Elektrizitaetswerk_I

EAG была образована Вильгельмом Ламайером 1 апреля 1893 года , а в 1897 - м строит в соседнем Бад - Хомбурге завод по производству паросиловых машин .

Подстанция , снабжавшая электричеством трамвайную систему Тильзита .Здание сохранилось , на нем есть дата постройки - 1901.

Безымянный1

Паровая электростанция " Ганомаг " мощностью 1950 лошадиных сил .

ID003092-Tilsit-Elektrizitaetswerk_Generatoren
Но первыми на рельсы встали вагоны компании Waggonfabrik Uerdingen AG из Ирдигена . Это были двухосные вагоны TW T2 , с колеей 1000 мм и питанием от воздушного контактного провода. У этих , самых первых трамваев , имелись открытые площадки спереди и сзади , иногда называемые “ балконами “ . Такая компоновка была унаследована от конки  и предстовляла собой пример инерции мышления – если передняя площадка конки должна быть открытой ( чтобы кучер мог управлять лошадьми ) , то открытые площадки на трамвае были анахронизмом . TW T2 имел деревянный корпус , хотя рама трамвая , естественно , была металлической .

Это была молодая компания - лишь только в марте 1898 года были подписаны учредительные документы в кредитной организации Эссена , а первый пробный заказ от Königlich-Preußischen Staatsbahn ( Прусская королевская государственная железная дорога ) на 186 вагонов различных типов , был получен 24 января 1899 года . До 1900 года компания использовала производственные площади Schwengers & Söhne ( Франц Схвенгерс ,владелец Schwengers & Söhne,был одним из учредителей Waggonfabrik Uerdingen AG ) .

Трамвай TW T2 (115) отреставрирован в 1980-х и хранится в Музее транспорта в Дортмунде . Он до сих пор исправен и иногда катает туристов. Такие же трамваи побежали по улицам Тильзита в далеком 1901 - м . Эта модификация ( 115 ) немного отличается от тильзитского , например, наличием форточек на боковых окнах , так как , их разделяет по году выпуска 7 лет ( Дортмундский трамвай 1908 - го года ) .
857525_460063600713453_1434788054_o

232901_900

233036_900

Прицепной вагон BW 510 1899 года.

233303_900

233636_900

По всей вероятности , трамвайная сеть города достигла своего пика к началу Первой мировой , а после постепенно шла на убыль , так как ,пришли автобусы . В 1914 году парк состоял из 16 вагонов , 4 прицепов и 5 специальных вагонов , а к 1939 году он сократился до 10 вагонов , 4 прицепов и 2 специальных вагонов . Мои цифры , опять же отличаются от русской Википедии , но я больше склонен верить немецким источникам .

525710_530275077025638_1609428516_n

535905_475304702522676_993350682_n

372528

372693

382993

372692
Продолжение следует ...
Tags: Советск, Тильзит, история, трамвай, фото
Subscribe

promo droband1975 november 24, 2014 23:40 10
Buy for 10 tokens
В 1710 году жители Восточной Пруссии буквально забросали правителя жалобами на... разгул вампиров! Причём, в жалобах указывались вполне кон­кретные имена и обстоятельства. Так, некто Пауль Затц утверждал, что его соседка Марта Кох - натуральная вампирша. Будто бы она в 1709 году умерла,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments