Андрей Александрович (droband1975) wrote,
Андрей Александрович
droband1975

Categories:

Клей из осетра с мёдом или Гитлер спешит на помощь

История восстановления кирхи Святой Анны

Кирха Св. Анны расположена в посёлке Гвардейское Багратиновского района. Это бывший немецкий Мюльхаузен. На сайте Prussia39.ru (http://www.prussia39.ru/sight/index.php?sid=10) сообщается, что первое упоминание о кирхе Св. Анны в этом населённом пункте датируется 1350 годом. Сегодня это действующая протестантская кирха. В 16 веке в ней была похоронена Маргарет фон Кунхайм, старшая дочь Мартина Лютера, духовного отца церковной реформации и идеологии современного европейского капитализма.
В советское время в кирхе размещался зерносклад. В 90-е годы прошлого века на немецкие деньги кирху решили отреставрировать. Реставрацию проводили «специалисты» из реставрационной структуры, которой тогда руководил Игорь Одинцов. Ныне почётный гражданин города Калининграда, директор учреждения культуры «Кафедральный собор», Одинцов отреставрировал кирху в Гвардейском так, что она начала разрушаться. Для спасения кирхи, гибнущей после одинцовской «реставрации», был приглашён калининградский архитектор Юрий Забуга.

66ac2a68497f241df50980036ddd9ca5

На фото: Кирха Святой Анны в посёлке Гвардейское Багратионовского района Калининградской области.


Архитектор Забуга рассказывает, что качество «реставрационных работ по- одинцовски» не обсуждается. Кровля кирхи протекала, разрушая и без того слабые конструкции. Удивили некоторые «конструктивные решения». Например, контрфорсы, (пилоны, выходящие из стены) которые должны были удерживать многотонные стены кирхи, со своей задачей явно не справлялись. Когда их вскрыли, выяснилось, что «одинцовские» специалисты сделали их полыми, в полкирпича, заполнив внутренности строительным мусором. На стенах кирхи появились трещины. Старые стропила крыши гнили и были сильно деформированы. Однако «специалисты» не стали их менять. Просто сверху на старые гниющие балки были положены новые. В результате конструкция прогнулась, и стала давить на то, что уже было, с ещё большей силой. «Реставрационные» работы были сделаны в 1995 году.

494477bae72983cd6209b08f0215f06e

После восстановительных работ, проведённых под руководством Игоря Одинцова, кирха нуждалась в восстановительных работах. Фото:Ю.Забуга

В 1999 году было принято решение о срочной «реставрации после реставрации». Основные средства для срочного ремонта выделило министерство культуры ФРГ и Фонд графини Дёнхофф.

Ангел смотрит с потолка...
Новые реставраторы решили снять доски потолка. На старые доски давили новые конструкции, потолок мог обрушиться. Доски должны были разобрать и выкинуть. Ночью, за несколько часов до демонтажа потолка, архитектор Забуга сделал снимок фрагмента разрушающегося потолка, покрытого толстым слоем пыли. Архитектор посмотрел на экран аппарата. С экрана на него смотрела... пара человеческих глаз. Оптика цифрового фотоаппарата «увидела» то, что не мог увидеть человеческий глаз. Под толстым слоем пыли скрывалась чудом сохранившаяся потолочная роспись.

916d8a82e02656c27ac17bd9949f256c

Тот самый ангел. Те самые глаза. Фото: Ю.Забуга

Позже выяснится, что в тот вечер на архитектора смотрела глаза ангела, написанного на потолке кёнигсбергским художником Хинцем.
Пришедшие утром рабочие остались без работы.
Роспись, датированную 17 — 19 веком, решили отреставрировать.
Роспись были в ужасном состоянии. Грунтом для росписи служил яичный желток. Поэтому такая техника и называется желтковой темперой. В советские времена кирха использовалась под зерносклад. Попавшие в кирху вместе с мукой и зерном бактерии с удовольствием выжирали желтковую основу росписи. В результате из росписи, как осенние листья, выпадали целые фрагменты. В Гвардейское приехала бригада реставраторов из Русского музея. Они очистили потолок кирхи от пыли. Затем реставраторы начали войну с бактериями. Потолок кирхи был обработан сильнодействующим ядом. Сами реставраторы работали в противогазах. Но даже в противогазах работать в кирхе можно было только короткое время.
После этого доски с росписями начали демонтировать. Доски с росписями крепились более чем двумя тысячами кованных гвоздей. Длина одного гвоздя — 15 сантиметров. Каждый гвоздь, «вросший» в доску, надо было вытаскивать вручную. При этом расшатывать гвозди было нельзя: одно движение в сторону, и фрагменты росписи начали опадать. Иногда для того чтобы вытащить один гвоздь уходил один час.
Доски сняли и разложили на полу кирхи.
Чтобы закрепить роспись, доски обклеили бумагой, пропитанной специальным клеем. Он делается из наружной части плавательных пузырей осетровых. Другим его компонентом является натуральный мёд. Таким клеем потолочные доски реставраторы обработали пять раз. Потом доски «вернулись» обратно на потолок. Другая бригада реставраторов, на сей раз из Эрмитажа, чтобы осетровый клей надёжно пропитал роспись, обклеили доски специальной бумагой и вручную прогладили всю площадь росписи горячими утюгами. Площадь росписи — 120 квадратных метров. Попробуйте минут 15 подержать утюг на вытянутой руке, и вы поймёте, как несладко приходилось реставраторам из Эрмитажа, специализирующихся на восстановлении икон.
После этого утраченные фрагменты росписи пришлось восстанавливать вручную кисточками - «нулёвками». Это тоньше, чем кисточки, которые используют женщины для подводки бровей.

073baecacbd249e47ba781e4a205a817

Восстановление росписи. Фото: Ю.Забуга.

В восстановлении утраченных фрагментов росписи российским реставраторам пришёл на помощь... Адольф Гитлер. Дело в том, что в конце 1943 года, понимая, как дальше будут развиваться военные действия и к чему они приведут, Гитлер распорядился сделать качественные цветные фотографии всех объектов культуры на территории Рейха. Германия уже подвергалась «ковровым» бомбёжкам авиации союзников, и фотографии уничтоженных церквей, картин, фресок и другого исторического наследия использовались в пропагандистских целях. Фотографии потолочных росписей из Мюльхаузена, сделанные по прямому распоряжению Адольфа Гитлера, сохранились до наших дней, и были использованы при реставрации кирхи Св. Анны.

d62d8800ce5b4460cdd4ed6ef383f4f1

Другое дело — надпись-цитата Лютера «Моя вера — моя крепость», написанная на деревянной балке над входом в главный неф. Её фотография не сохранилась, на балке осталось несколько пятен от когда-то витиевато написанных букв.

b6a401dbd3f0c990dbf1492c49c5d8f1

Для того, чтобы определить, как выглядели буквы каллиграфической надписи, реставраторы использовали компьютерную программу. По оставшимся от надписи пятнам краски, компьютер выдал изображение.
Со смирением, без гордыни
Во время повторной реставрации кирха Св.Анны преподносила один сюрприз за другим. Например, над входом в главный неф кирхи, на стене была фреска, изображающая Страшный суд. Это протестантская традиция — вошедший в кирху прихожанин во время службы стоял к фреске спиной, и не видел изображённый на стене но ожидающий всех нас Страшный суд. Ибо никто не знает, что нас ждёт на этом суде...
В кирхе Святой Анны реставраторы обнаружили три слоя «Страшного суда», каждый из которых датировался 15, 17, и 18 веками соответственно. Скорей всего, фреска была написана в 15 веке, потом её только переписывали.

b2c140674027271c4f2ea70adbbd0d29

Сцена Страшного суда. Лица грешников. Фото: Ю.Забуга

В 1570 году в кирхе была похоронена дочь Мартина Лютера Маргарет. Где она лежит — точно не знает никто. По лютеранской традиции надгробья вешались на стену без всякой привязки к месту захоронения тела. Места в кирхе было мало, поэтому для того, чтобы похоронить в кирхе уважаемого гражданина, часто убирали захоронение менее уважаемого усопшего. Часто надгробия умерших, по их прижизненному желанию, клали вместо половых покрытий, и даже ступенек на входе в кирху. Это тоже протестантская традиция, символизирующая, что умерший смирился и не несёт в себе гордыни.

9d34f2e158d9ed214f9b884f192d0122

Маргарет фон Кунхайм, в девичестве - Лютер. Этот её портрет хранился в кирхе до весны 1945 года. Дальнейшая судьба неизвестна.

Благодаря лютеранским традициям, у реставраторов появилась своя «дежурная» шутка. Во время посещения кирхи ностальгическими туристами из Германии, последними всегда задавался вопрос: где лежит Маргарет Лютер? Реставраторы отвечали: а как раз там, где вы сейчас стоите! После чего реставраторы с умилением наблюдали с высоты своих строительных лесов, как крепкие старички и старушки в ужасе перебегали в другое место...

«Подземный Мюльхаузен»
Среди местных жителей посёлка Гвардейское ходят слухи о подземном ходе под кирхой. Архитектор Забуга о «подземном ходе» рассказывает с улыбкой. Подземного хода под кирхой нет. Есть устроенная в 19 веке простая и эффективная система отопления, подающая тёплый воздух в длинное технические помещение - воздуховод, похожее на подземный ход. «Ход» проходит под полом кирхи, пересекая её по диагонали. Это старая технология отопления подобных зданий называется «римской». Понятно, когда и кем она впервые начала использоваться. Вход в воздуховод пришлось заделать. Сказалась общая проблема Калининградской области. Забуга рассказывает,что за последние 50 лет уровень грунтовых вод поднялся примерно на метр по сравнению с довоенным периодом.
Воду, поступившую в «римскую» систему отопления пытались откачать, но эта героическая попытка была изначально обречена на провал — невозможно выкачать грунтовые воды всей Калининградской области.
Была ещё одна причина, по которой были принято решение намертво замуровать вход в «подземный ход» - дети. Любопытные дети с большим удовольствием лазили в «подземный ход», не понимания, насколько это опасно. В системе отопления не было никакой вентиляции, и несколько раз «следопытов» вытаскивали из «подземного хода» без чувств. К счастью, обошлось без жертв.

08ff23cfb769a6b239785c67aea36e1e

Кирха после реставрации. Фото: Ю.Забуга

В своё время вся церковь была расписана сюжетами из библии, изображавшем 12 апостолов. Потом часть досок сняли, и заменили ориентальной росписью, мягко говоря, менее интересной современным исследователям. Осталась только центральная часть свода, потолок, на котором изображены четверо апостолов.
Восстановление красочного слоя росписи заняло два года. Первый этап реставрации кирхи Св. Анны занял 12 лет.

c860fa29897ddeaad562b54cad2a8657

Портрет Мартина Лютера работы мастера Лукаса Кранаха - младшего. До 1945 года хранился в кирхе. Дальнейшая судьба неизвестна.

bf4952cfa63d6ad6227f4b2a6fc6fd74

Tags: детали, история, фото
Subscribe

promo droband1975 november 24, 2014 23:40 10
Buy for 10 tokens
В 1710 году жители Восточной Пруссии буквально забросали правителя жалобами на... разгул вампиров! Причём, в жалобах указывались вполне кон­кретные имена и обстоятельства. Так, некто Пауль Затц утверждал, что его соседка Марта Кох - натуральная вампирша. Будто бы она в 1709 году умерла,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments