Андрей Александрович (droband1975) wrote,
Андрей Александрович
droband1975

Categories:

Инстербургский троллейбус (Черняховск)

Инстербург - этот восточно-прусский уездный город с населением около 30 тысяч человек входит в семерку первых городов Германии, в которых в период с 1930 по 1937 год было открыто троллейбусное сообщение.

Начало было положено линией длиной в 7,8 километра от северного предместья Шприндт (Sprind) до лежащего на противоположной окраине города посёлка Гейенгоф (Heyenhof) по Норденбургской (Nordenberger) улице до угла Визенвег (Wiesenweg). Эта троллейбусная линия заменила автобусную линию и взяла на себя две пятых доходов от транспортных перевозок отдела автобусных перевозок горхоза Инстербурга.

x_3h2vahkK0
Открытие первой троллейбусной линии 27 ноября 1936 года.
Конечная остановка "Шприндт" (Sprindt).
Разворотный "треугольник" в направлении центра города.



Контактная сеть, смонтированная Всеобщей компанией электричества, была устроена однопутной с разъездами. И поэтому на обоих конечных пунктах были устроены "треугольники", а не разворотные петли. Однако перед войной "треугольники" заменили петлями, так как было начато движение троллейбусов с прицепами.

В центре города, на Старом Рынке (Alter Markt), было устроено два пути и устроена разворотная петля, на которой могли развернуться вагоны, идущие как из Шприндта, так и с Визенвег.

Открытие первой троллейбусной линии 27 ноября 1936 года.
Старый рынок (Alter Markt)

Небольшое троллейбусное депо на Кляйнбан-штрассе (Kleinbahnstr. [ныне Железнодорожная ул.] соединялось отдельной контактной линией с линией на Цигель-штрассе (Ziegelstr. [ныне ул. Победы].

Хорошие достижения нового вида транспорта побудили построить новый двухпутный участок длиной 1,2 километра через центр города от Старого рынка (Alter Markt) по Гинденбург-штрассе (Hindenburgstr. [ныне ул. Ленина]) до вокзала. У вокзала и была впервые устроена разворотная петля.

С началом войны (в Инстербурге был расквартирован один из крупнейших гарнизонов Рейха) потребность в пассажирских перевозках значительно возрасла.

Новая однопутная троллейбусная линия длиной около 5,8 километров была проложена до военного аэродрома, распологавшегося на южной границе города. Эта линия начиналась у вокзала, шла по Кляйнбан-штрассе (Kleinbahnstr. [ныне Железнодорожная ул.]), Туннель-штрассе (Tunnelstr), мимо районной женской больницы (Landesfrauenklinik), через Альбертсгоф (Albertshof), Эспендамм (Espendamm) и Каммерсгоф (Kammershof). Конечная остановка Военный аэродром (Fliegerhorst) была расположена всего в километре (по воздушной динии) от расположенной в западной части города другой конечной остановки - Визенвег (Wiesenweg). Но они все равно были "отрезаны" друг от друга железнодорожной линией на Ангерапп.

Чтобы устроить круговое движение по центу города, по западной части Кляйнбан-штрассе (Kleinbahnstr. [ныне Железнодорожная ул.]) в то же время была проложена троллейбусная линия.

Троллейбусная линия A получила № 1.
Линии курсировали следующим образом

№1. Шприндт (Sprindt) - Визенвег (Wiesenweg).
№3. Старый рынок (Alter Markt) - Цигель-штрассе (Ziegelstr. [ныне ул. Победы]) - Кляйнбан-штрассе (Kleinbahnstr. [ныне Железнодорожная ул.]) - Туннель-штрассе (Tunnelstr.) - Военный аэродром (Fliegerhorst).
№4. Военный аэродром (Fliegerhorst) - Туннель-штрассе (Tunnelstr.) - Вокзал - Старый рынок (Alter Markt) - Цигель-штрассе (Ziegelstr. [ныне ул. Победы]) - Кляйнбан-штрассе (Kleinbahnstr. [ныне Железнодорожная ул.]) - Туннель-штрассе (Tunnelstr.) - Военный аэродром (Fliegerhorst).

В 1944 году в эксплуатацию вступил участок длиной 1,6 километра Гинденбург-штрассе (Hindenburgstr. [ныне ул. Ленина]) - Белов-штрассе (Belowstr. [ныне Спортивная ул.]) - Казернен-штрассе (Kasernenstr. [ныне ул. Гагарина]) - Новое кладбище (Neuer Friedhof). По этому участку открыли движение линии № 3., которую продлили от Старого Рынка (Alter Markt).
На конечных Новое Кладбище (Neuer Friedhof) и Военный аэродром (Fliegerhorst) были устроены разворотные петли.

Линии курсировали следующим образом

№1. Шприндт (Sprindt) - (Wiesenweg).
№3. Новое кладбище (Neuer Friedhof) - Казернен-штрассе (Kasernenstr. [ныне ул. Гагарина]) - Белов-штрассе (Belowstr. [ныне Спортивная ул.]) - Гинденбург-штрассе (Hindenburgstr. [ныне ул. Ленина]) - Старый рынок (Alter Markt) - Цигель-штрассе (Ziegelstr. [ныне ул. Победы]) - Кляйнбан-штрассе (Kleinbahnstr. [ныне Железнодорожная ул.]) - Туннель-штрассе (Tunnelstr.) - Военный аэродром (Fliegerhorst).
№4. Военный аэродром (Fliegerhorst) - Туннель-штрассе (Tunnelstr.) - Вокзал - Старый рынок (Alter Markt) - Цигель-штрассе (Ziegelstr. [ныне ул. Победы]) - Кляйнбан-штрассе (Kleinbahnstr. [ныне Железнодорожная ул.]) - Туннель-штрассе (Tunnelstr.) - Военный аэродром (Fliegerhorst).


Схема троллейбусных линий Инстербурга в 1944 году.

В январе 1945 года (а возможно уже в декабре 1944), в связи с приближением фронта, троллейбусное сообщение в Инстербурге было прекращено.В ходе боев за город и возникших пожаров контактная сеть и депо были полностью разрушены.

К открытию движения было поставлено 3 троллейбусных вагона "Даймлер-Бенц" (гаражные номера 1-3) на четырех колёсах. В них было 26 мест для сидения и 15 мест для стояния. Электрооборудование, поставленное Всеобщей компанией электричества, состояло из одноколлекторного двигателя мощностью 60 киловатт.


Троллейбус первой поставки.

Для вновь построенных линий на Военный аэродром было поставлено еще 3 троллейбусных вагона (гаражные номера 4-6). Их механическая часть была сделана на "Бюссинг-НАГ" в Эльбинге (Эльблонг). Электрооборудование от Всеобщей компании электричества с двигателем мощностью 64 киловатта. Эти вагоны имели 29 мест для сидения и 13 мест для стояния.

В начале войны потребность в пассажирском сообщении возросла и было поставлено три троллейбусных поезда сразу вместе с прицепами.

Werner Stock. Obus-Anlagen in Deutschland.
Hermann Busch Verlag, Bielefeld, 1987.
Перевод: Вадим Фальков


Конечная остановка "Шприндт" (Sprindt).
Разворотный "треугольник" в направлении центра города.


Старый рынок. Троллейбус направляется в Шприндт.


Билет на проезд в автобусах и троллейбусах Инстербурга со схематическим изображением линий и остановочными пунктами.


Tags: Восточная Пруссия, Инстенбург, Калининградская область, Черняховск, история, фото
Subscribe

promo droband1975 november 24, 2014 23:40 10
Buy for 10 tokens
В 1710 году жители Восточной Пруссии буквально забросали правителя жалобами на... разгул вампиров! Причём, в жалобах указывались вполне кон­кретные имена и обстоятельства. Так, некто Пауль Затц утверждал, что его соседка Марта Кох - натуральная вампирша. Будто бы она в 1709 году умерла,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments