Андрей Александрович (droband1975) wrote,
Андрей Александрович
droband1975

Categories:

Паровозик, который сможет

Будучи убеждённым калининградцем, что вы смело можете записывать в графу моей национальности, религии, политического воззрения и куда более широкого англоязычного понятия "state of mind", я всегда крайне ревностно относился к тем вещам, из которых в моём сознании складывается концентрированный образ родного города и области, будь то брусчатые улочки, немецкая архитектура окраин или стройные ряды тополей вдоль загородных дорог. И если сугубо визуальное изображение Калининграда не нуждается в дополнительных красках, то что касается звукового сопровождения - здесь, я уверен, проблемы могут возникнуть даже у матёрых старожилов.

Отбросим в сторону пронзительные крики чаек и шум балтийских волн - эта деталь, при всей своей очевидности, исключительно прибрежная, и непосредственно к Калининграду отношения не имеет, так что на роль официального саундтрека города не годится. Однако есть в закромах моей памяти нечто, что неразрывно и плотно связано с образом Калининграда-Кёнигсберга, с его историей, урбанистической природой и индивидуальностью.




Одно из самых ярких воспоминаний бесконечной юности: тёплая летняя ночь, зеркальные лужи от только что прошедшего дождя под ногами, я иду домой в жёлтом свете фонарей, разбитых или сломанных один через один, а мимо, с характерным гулом, по каменной кладке проносятся редкие автомобили. В животе пусто, за душою ни гроша и безумно хочется спать - именно в такие моменты каждая даже самая обыкновенная мелочь может изменить сознание и открыться с новой, совершенно непривычной стороны. Я лениво бреду вдоль извилистых путей, как вдруг пространство далеко позади меня озаряет раскатистый металлический звон и скрежет, знакомый каждому калининградцу от мала до велика: так ознаменовывает своё появление трамвай, этот старинный свидетель истории города и всех его метаморфоз.

Я невольно отскакиваю в сторону, а затем наблюдаю, как мимо меня лениво, но гордо, уверенно и как будто вразвалочку проходит Он. Не ползёт и не летит, а именно что проходит, самодостаточный в своём ночном дежурстве, словно постовой, что отдаёт прохожему честь и едва заметно кивает головой. Это не пассажирский вагон; в столь поздний час по городу ходят только служебные трамваи, одному богу и их водителю известно, какую важную задачу выполняющие. Да меня это, в принципе, и не волнует. Проходя мимо, трамвай озаряет ночной воздух яркой вспышкой белоснежных искр со своих рогов, а я стою заворожённый и смотрю ему в след, наслаждаясь этим рукотворным, абсолютно искусственным железным лязгом, но таким естественным и живым, как будто его создала сама природа. В этот момент я понимаю, что вот он, тот самый звук города.

И хотя я могу очень долго романтизировать свои воспоминания и образы, отвлечёмся ненадолго от сантиментов и кратко пробежимся по истории этого колоритнейшего вида транспорта.

Первый в мире электрический трамвай, каким мы его знаем, появился в Берлине в начале 1880-ых годов, а его строителем была и ныне небезызвестная фирма Siemens. Правда, на тот момент во многих городах Европы уже существовала система рельсового сообщения, вот только использовалась она для прародителя современного трамвая - конки, эдакого крытого экипажа, иногда даже двухэтажного, который передвигался по рельсам благодаря тяге запряжённых в него лошадей. Сейчас, в эпоху технологий и какой-никакой защиты прав животных, представить себе такое довольно трудно, однако для реалий девятнадцатого века конка была вполне логичным и обыденным явлением. Тем не менее, во многих городах, обладавших холмистым рельефом, конное решение упиралось в закономерную проблему - животные оказывались попросту не в состоянии тащить экипаж в отдельные особо крутые склоны, поэтому на таких участках дороги их обычно заранее поджидали дополнительные лошади, которые помогали конке преодолеть сложный участок пути и отстёгивались от неё сразу после его прохождения. Имели место быть даже попытки перевести конку на паровую тягу, однако из-за дискомфорта и сильного задымления вскоре они были отвергнуты в пользу электрического решения. Именно проблема рельефа и недостатка мощи лошадей привела к тому, что вслед за Германией первый трамвай появился и в царской России, а именно в Киеве в 1891 году, где он сразу же стал местной достопримечательностью, которая за счёт туристов окупила себя в первый год своего существования.

Что же касается непосредственно Кёнигсберга - здесь трамвай появился в мае 1895-го, однако местная конка продолжила свою работу параллельно с ним, и в 1900-ом году город даже открыл для неё два новых маршрута. По этому поводу крайне примечательно воспоминание известного английского писателя Джерома К. Джерома, в своё время побывавшего в наших краях:

"Больше всего удивляют здесь путешественника... конки. Огромные, чистые, длинные вагоны несутся по улицам со скоростью десять миль в час, огибая углы как ошалелые. В них ездят все за исключением офицеров, которым это не разрешено: и носильщики с вещами, и разодетые дамы, отправляющиеся на бал, — все едут вместе. Конка внушает большое почтение: все на улицах спешат дать ей дорогу. Если вы зазеваетесь и попадете под блестящие вагоны, но случайно останетесь живы, то вас, поднявши, немедленно оштрафуют за недостаток почтительности...".

И всё же, несмотря на популярность, уже в 1901-ом году конка была полностью вытеснена из бизнеса классическим трамваем, а старые пути электрифицировались под нужды нового транспорта. Сейчас это кажется невероятным, но в 1939-ом году Кёнигсберг обслуживал 251 (!!!) трамвай. Во время войны, к сожалению, многие вагоны были повреждены, а четыре из пяти тяговых подстанций были уничтожены, однако советские власти довольно быстро начали восстановление трамвайного сообщения, и уже в 1946-ом число трамваев в городе было приблизительно равно половине их изначального количества. Даже в лихие девяностые, когда вся Россия переживала экономический кризис и во многих городах трамваи прекращали своё существование, в Калининграде не было закрыто ни одного маршрута, что, впрочем, не помешало будущим властям всё-таки свести их к минимуму, вынудив трамвай как своеобразный вид городской фауны влачить своё жалкое существование на грани вымирания.

Хотя, справедливости ради, следует отметить, что с недавних пор по городским просторам курсирует новенький жёлтый красавец, а отдельные граждане полушёпотом свидетельствуют о синем винтажном вагончике, который раз в сто лет можно увидеть краем глаза, словно заблудившееся в реальности мифическое животное, так что всё это оставляет вопрос будущего калининградского трамвая открытым и даёт некий свет надежды, что следующие поколения калининградцев так же как и мы смогут однажды услышать задорный металлический звон, пробивающийся сквозь автомобильные клаксоны.

Автор  maximum_penalty


Tags: Калининград, история, настроение, трамвай
Subscribe

promo droband1975 november 24, 2014 23:40 10
Buy for 10 tokens
В 1710 году жители Восточной Пруссии буквально забросали правителя жалобами на... разгул вампиров! Причём, в жалобах указывались вполне кон­кретные имена и обстоятельства. Так, некто Пауль Затц утверждал, что его соседка Марта Кох - натуральная вампирша. Будто бы она в 1709 году умерла,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments